27.02.2009 На прошедшем 19-20 февраля в Москве Втором Международном Форуме "Железнодорожный сектор России" ОАО "Российские железные дороги" обнародовало параметры создания "Второй грузовой компании" (ВГК) и докапитализации "Первой грузовой компании" (ПГК).
Так, по информации, полученной агентством "INFOLine", "Первой грузовой компании" планируется передать в собственность еще около 60 тыс. вагонов, в уставной капитал "Второй грузовой компании" намечено передать около 230 тыс. вагонов ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" намерено создать ВГК на базе собственного парка с привлечением частных инвесторов, которые в счет оплаты своей доли акций также внесут в уставный капитал новой компании свой подвижной состав. Доли собственников в ВГК будут пропорциональны количеству внесенных вагонов. Планируется, что методика определения участия во "Второй грузовой компании" будет следующей: рассчитывается потенциальный доход от эксплуатации вносимого в уставной капитал подвижного состава и на основании этого определяются доли. Потенциальный срок службы вагонов частных инвесторов благодаря незначительному износу составит 20-25 лет, в то время как вагонов ОАО "РЖД" – всего 5-8 лет. Соответственно, при распределении долей на 1 вагон частного оператора может прийтись до 3 вагонов ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" планирует в течение 1,5-2 лет вывести "Вторую грузовую компанию" на биржу и провести IPO. В настоящее время, по мнению экспертов ИА "INFOLine", сроки проведения IPO ВГК представляются нереалистичными, поскольку в условиях кризиса будет перенесено проведение IPO ПГК, ранее намеченное на 2010 год. В 2008 году завершилось формирование имущественного комплекса ОАО "Первая грузовая компания", 100% акций которой принадлежат ОАО "РЖД". В управление ПГК с момента создания летом 2007 года было передано около 200 тыс. вагонов. В 2008 году ПГК приобрела 10,5 тыс. новых вагонов, доля компании в общем объеме перевозок грузов составила 8%. За 2008 год было перевезено около 100 млн. тонн грузов, выручка составила 52 млрд. рублей, чистая прибыль – 7 млрд. рублей.
В среднесрочной перспективе ОАО "Российские железные дороги" планирует, что "Первая грузовая компания" сможет занять 28,9% рынка железнодорожных перевозок, "Вторая грузовая компания" – 29,4%, на долю частных перевозчиков останется 41,7%.