12.07.2007
Социальная стабилизация в первом десятилетии наступившего нового столетия представляется важнейшей российской проблемой. В ее реализации находится, с одной стороны, в сфере интенсификации производственных процессов на основе предпринимательства и, таким образом, создании в должной мере оплачиваемых рабочих мест, способных обеспечить семье требуемый уровень жизни, а с другой – в росте на этой базе государственного бюджета и формировании необходимых средств для решения, как общегосударственных задач, так и обеспечения жизни неработающего населения.
Последовательно рассмотрим некоторые узловые вопросы этой проблемы.
Весь прошедший ХХ век, в особенности первая его половина, был насыщен войнами, революциями, различными формами борьбы за освобождение от колониальной зависимости, в основе которых лежали существенные социальные проблемы, и, прежде всего, противоречия между трудом и капиталом. Преодоление такого рода жестких противоречий и сглаживание социальной напряженности во второй половине века в индустриально развитых странах, происходило, с одной стороны, на основе беспрецедентного роста производства на базе достижений научно-технического прогресса, и, с другой, за счет социальной ориентации экономики.
В бывшем Советском Союзе и других социалистических странах противоречия в социальной сфере назревали преимущественно не на основе отсутствия рабочих мест, а вследствие низкого уровня материального обеспечения как работающих, так и всех других слоев населения (пенсионеры, учащиеся и др.). Этому способствовали многие причины, когда одной из существенных была беспрецедентная ориентация монолитно построенной государственной экономики на военные цели.
Проведение слабо подготовленных, неупорядоченных кардинальных реформ и формирование в России новой социально-экономической среды, в представлении реформаторов аналогичной той, которая функционирует в индустриально развитых странах и основой которой является частная собственность, осуществлялось преимущественно путем имущественных преобразований на основе приватизации государственной собственности. Все это не привело к созданию эффективного производства, поскольку параллельно процессам приватизации не было обеспечено построения адекватной базы современного рыночного механизма, в результате чего не были в своей основе ликвидированы назревшие социальные противоречия. В этот же период произошло существенное имущественное расслоение, что в еще большей степени стимулировало рост состояния напряженного ожидания положительных сдвигов в экономике.
В такой ситуации в разной форме и на разных уровнях вновь поднимается вопрос о собственности, то есть справедливости, законности и рациональности проведенной приватизации, который пока что сглаживается другим не менее логичным вопросом – что получится в результате новых в этой сфере решений - возврат к неудавшемуся прошлому или простой переход ее к другим собственникам, что практически не дает конструктивного ответа на назревший вопрос. Естественно, что обществу требуются иные решения.
Сложившаяся ситуация требует интенсификации работ по научному обоснованию процессов переходного периода, параллельной практической интерпретации результатов этих вопросов, а также выработки конструктивной позиции по формированию в этой сфере массового экономического сознания.
Мировая практика постиндустриального развития подтверждает, что преодоление трудных социальных проблем лежит, прежде всего, в сфере интенсивного развития национального производства и создания рабочих мест, которые обеспечивают должный прожиточный уровень абсолютному большинству населения страны. Необходимо подчеркнуть, что в индустриально развитых странах это не только экономическая, но и социальная задача, как власти, так и бизнеса. В послереформенный период сложилась ситуация, когда традиционно, как в советский период, ответственность за социальные вопросы возлагается на государство, а бизнес стоит, как бы в стороне от этих проблеем. Очевидно, что ответственность государства выражается в том, что, проводя реформы оно не определило роль и ответственность собственников в решении этих проблем. Естественно, что в условиях такого действенного фактора современной рыночной экономики, как частная собственность, которая несет в себе важную мотивацию в хозяйственной деятельности и принудительный ритм обеспечения развития производства на основе конкуренции, социально-стабильная ситуация может сложиться только на основе использования этих факторов и в возрождении и обеспечении эффективного роста отечественного производства, повышении производительности труда при социальной ориентации экономики.
В России в настоящее время работодателями, обеспечивающими рынок рабочих мест, являются следующие субъекты:
· крупные предприятия;
· средние и малые предприятия;
· государство (бюджетные структуры).
Поскольку государство формирует свои средства из налогов, поставляемых первыми двумя производственными субъектами, а малое предпринимательство как субъект собственности не является в настоящее время предметом пристального внимания и критики, это значит, что общественное сознание, связанное с социальной напряженностью, сосредоточивается на эффективности работы крупных предприятий и, прежде всего, на приватизированных предприятиях добывающих отраслей, использующих общенациональные ресурсы.
Следует отметить, что поскольку в процессе "шокового реформирования" в большей степени пострадали обрабатывающие отрасли производства и именно там была ликвидирована существенная часть рабочих мест, следовательно, на этих отраслях должно быть сосредоточено внимание, как государства, так и общества.
Таким образом, с учетом различных как объективных, так и субъективных факторов проблема заключается в формировании промышленной стратегии, относящейся в существенной мере к сфере крупного бизнеса, в рамках которой в прозрачной форме должны быть показаны не только объективные трудности переходного периода и формирования новой производственной системы, но, одновременно, и пути реального выхода из него, а также воля властных структур, как государственных, так и предпринимательских, и методы их совместных действий в последовательном решении всего комплекса социальных вопросов.
В сложившейся ситуации к социальным вопросам, рассматриваемым через призму интенсификации научной и производственной деятельности, с учетом задач по удвоению к 2010 году ВВП должно быть привлечено внимание всех структур государства – законодательной, исполнительной и судебной ее структур, а также так называемой четвертой власти – средств массовой информации.
Исходя из общепризнанной оценки социально-экономического состояния в стране, можно утверждать, что обеспечение сбалансированного рынка труда, то есть создания необходимого количества рабочих мест при их должной оплате в короткий период времени представляется весьма сложной, но решаемой задачей. Именно в такой связи важнейшим фактором преодоления социального кризиса и формирования конструктивного массового экономического сознания является реализация социально-экономической политики, в которой была бы четко представлена как цель и средства, так и динамика положительных сдвигов. Проблему создания рабочих мест следует рассматривать в трех аспектах:
· возрождение производства на базе использования достижений научно-технического прогресса;
· теоретическая проработка вопросов с выработкой практических рекомендаций по проблемам переходного периода;
· создание системы и методов формирования массового общественного сознания в рамках конструктивной концепции, которая благодаря объявленности и прозрачности действий, как власти, так и бизнеса могла бы в первый период способствовать снижению социальной напряженности, а в дальнейшем обеспечить ее стабильность.
Именно в таком направлении необходимо сосредоточить внимание, прежде всего на совершенствовании законодательной политики, объективно рассредоточивая ответственность за реализацию экономических проблем практически на все ответственные структуры, как власти, так и бизнеса.
Существует широкое разнообразие методов и средств решения этой важнейшей проблемы. В настоящее время в цивилизованном мире при проведении любых крупномасштабных мероприятий придается большое значение их идейно-теоретической и информационной поддержке. Не случайно, все большее значение придается позиции, формирующейся как в гражданских, так и религиозных структурах, что "нравственное состояние общества определяет возможности его выживания". В такой связи одним из действенных шагов можно считать активное представление как товаров и услуг, так и методов их создания на базе широкого развития рынка квалифицированного труда в новой хозяйственной среде, то есть активного участия различных промышленно-финансовых и научных структур, представителей министерств и ведомств на ежегодно организуемой Министерством промышленности и энергетики РФ Международной промышленно-технологической Выставки "РОСПРОМТЕХ 2006", которая в 2006 году состоится в Москве с 19-22 сентября. Систематическое проведение такого рода мероприятий может стать важным фактором в решении задач социальной стабилизации.
Источник информации: Портал машиностроения