11.07.2007
"Аэрофлот" раздумал продавать блокирующий пакет акций строящегося терминала "Шереметьево-3" аэропорту "Шереметьево". Партнер нужен был авиакомпании на этапе запуска проекта. Но за четыре месяца до окончания строительства терминала "Аэрофлот" решил, что справится сам. В "Шереметьево" по-прежнему уверены, что у аэропорта остается шанс войти в проект.
Терминал "Шереметьево-3" пропускной способностью 9 млн. пассажиров начал строиться в 2005 г. Он должен открыться в ноябре. Оператор строительства - ОАО "Терминал". 20% минус 2 акции компании принадлежат Внешэкономбанку, 25% плюс 1 акция - ВТБ, остальное - "Аэрофлоту".
"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания России: вместе с "дочками" в 2006 г. перевезла 8,75 млн. пассажиров. Выручка по МСФО в 2006 г. составила $2,983 млрд., чистая прибыль - $258,1 млн. У государства - 51,2% акций авиакомпании, около 30% - у Национальной резервной корпорации.
100% ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) принадлежит государству. За 2006 г. аэропорт обслужил 12,76 млн. пассажиров, выручка составила 4 млрд. руб., чистая прибыль - 608,6 млн. руб.
"Продажа 25% плюс 1 акция компании "Терминал" международному аэропорту "Шереметьево" больше не рассматривается как высоко вероятная в ближайшем будущем", - говорится в опубликованном отчете "Аэрофлота" по МСФО за 2006 г. Эта доля по-прежнему зарезервирована для аэропорта, рассказал "Ведомостям" заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков. Но заявок на ее приобретение от "Шереметьево" не поступало. Не ведутся и переговоры о сделке. По чьей инициативе они были прекращены, Кошляков не стал комментировать. Отказался отвечать на этот вопрос и финансовый директор "Шереметьево" Дмитрий Калинин. Он лишь указывает, что вопрос, покупать или нет долю в "Терминале", еще не решен.
Чиновник Росимущества полагает, что именно "Аэрофлоту" эта сделка может быть неинтересна. Авиакомпания наверняка хочет оставить за собой контроль над терминалом, соглашается гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. На начальном этапе участие "Шереметьево" в строительстве терминала было намного важнее, признает один из топ-менеджеров "Аэрофлота". Наличие такого партнера давало гарантию реализации проекта. Сейчас привлечение "Шереметьево" уже не так важно, добавляет он. Впрочем, помощник министра транспорта, член совета директоров "Аэрофлота" Александр Юрчик считает, что доля в "Терминале" все же должна быть продана "Шереметьево". "Не может быть в аэропорту два разных оператора, - возмущается чиновник. - Это всегда усложняет процесс: две мысли, два мнения в голове - это не плюрализм, а шизофрения".
"Аэрофлот" давно мечтал о строительстве третьего терминала в "Шереметьево", куда бы он мог перевести на обслуживание все свои рейсы. Но авиакомпания никак не могла согласовать проект с "Шереметьево", поскольку аэропорт хотел получить контрольный пакет в проекте. В 2004 г. вопрос об этом был практически решен. Эту идею поддержал министр транспорта и председатель совета директоров аэропорта Игорь Левитин. Стороны даже договорились об условиях сделки. "Терминал" проведет допэмиссию акций, которую за $66 млн. приобретет "Шереметьево". Но в 2005 г. позже ВТБ и ВЭБ согласились прокредитовать строительство "Шереметьево-3" и купить долю в нем. В прошлом году "Аэрофлот" продал ВТБ 25% плюс 1 акция за $38,9 млн., ВЭБу - 20% минус 2 акции за $29,4 млн., говорится в отчете "Аэрофлота". Вместе с покупкой акций "Терминала" ВТБ и ВЭБ открыли ему 13-летние кредитные линии на $264 млн. и $211 млн. соответственно. В итоге доля, зарезервированная для "Шереметьево", сократилась до блокирующей.
В ноябре терминал будет достроен и все рейсы "Аэрофлота" будут обслуживаться в "Шереметьево-3". Авиакомпания - ключевой клиент аэропорта. На нее приходится треть всех обслуженных "Шереметьево" пассажиров (4,5 млн.), она дает около 60% доходов, отмечает Кошляков. Уход "Аэрофлота" будет серьезной неприятностью для "Шереметьево", полагает аналитик банка "Траст" Евгений Шаго. По его расчетам, аэропорт может потерять почти треть выручки. Только аэропортовые сборы за пассажиров "Аэрофлота" составляют около $20 млн. Но топ-менеджер "Шереметьево" возражает, что авиакомпания по-прежнему будет платить сборы за взлет-посадку, пользоваться грузовой службой, стоянками для самолетов, топливно-заправочным комплексом.
Источник: газета «Ведомости»
Корреспондент: Анастасия Дагаева, Олег Черницкий