30.05.2007
Группа компаний S7, аффилированная с авиакомпанией "Сибирь", и американская компания Boeing подписали вчера твердый контракт на поставку 15 дальнемагистральных самолетов Boeing 787. Это самая современная разработка Boeing, против покупки которой "Аэрофлотом" в 2006 году выступила администрация президента. Отраслевые аналитики опасаются, что "Сибирь", если конечным собственником лайнеров каталожной стоимостью $2,4 млрд. станет сама компания, а не структуры ее частных владельцев супругов Филевых, может не справиться с возросшей долговой нагрузкой. Кроме того, это осложнит продажу госпакета "Сибири".
Вчера гендиректор ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (входит в группу компаний S7) Владислав Филев и вице-президент по продажам в Европе, России и Центральной Азии американской авиастроительной компании Boeing Марлин Дейли подписали контракт на поставку 15 дальнемагистральных самолетов Boeing 787 Dreamliner. Кроме того, предусмотрен опцион еще на десять таких машин. Поставки должны начаться в 2014 году. Стоимость контракта по каталожным ценам - $2,4 млрд., однако обычно перевозчики получают как минимум 30-процентные скидки. Господин Филев сообщил, что авансовый платеж по контракту был осуществлен компанией самостоятельно, а остальная сумма будет выплачиваться из банковских займов. "У нас очередь стоит из банков, чтобы финансировать этот контракт",- уверенно заявил топ-менеджер. С тем, кто будет конечным собственником самолетов - ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (блокпакет его акций в госсобственности) или ЗАО "Группа компания С7", созданное недавно супругами Владиславом и Наталией Филевыми (последней лично принадлежит контрольный пакет "Сибири"),- заказчик еще не определился.
"Сибирь" стала первым заказчиком Boeing 787 в России и одним из крупнейших в Европе",- сообщил Ъ президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко, уточнив, что переговоры с авиакомпанией продолжались несколько месяцев. Их успех должен частично компенсировать поражение Boeing в попытке продать 22 аналогичных самолета "Аэрофлоту". Напомним, переговоры с крупнейшей авиакомпанией России ("Сибирь" занимает второе место после "Аэрофлота" по объему перевозок) продолжались около полутора лет. Однако администрация президента (помощник Владимира Путина Виктор Иванов возглавляет совет директоров "Аэрофлота") по неизвестным причинам в прошлом году не поддержала выбор менеджментом компании самолета Boeing 787. Эксперты тогда увязывали это с очередным ухудшением российско-американских отношений.
Отраслевые эксперты между тем неоднозначно оценивают финансовые и операционные последствия нынешней сделки для "Сибири". По мнению аналитика банка "Траст" Евгения Шаго, ее планы выглядят "фантастичными". "При чистой прибыли в $2 млн. заключен контракт на $2,4 млрд.",- констатирует эксперт. По его подсчетам, чтобы обслуживать лизинговый долг, "Сибирь" должна будет выплачивать около 3 млрд. руб. ежегодно, в то время как показатель EBITDA компании - около 1 млрд. "А денежный поток, который появится от использования новых судов, пока сомнителен",- полагает Евгений Шаго, отмечая, что у "Сибири" немного дальнемагистральных маршрутов, на которые можно было бы поставить эти воздушные суда. Это видно хотя бы из структуры нынешнего флота - из шести десятков самолетов в нем сейчас только семь дальнемагистральных А310.
С ним не согласен глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "Российский авиарынок один из самых динамичных, и через семь лет "Сибирь" уже будет совсем другой авиакомпанией - и по пассажиропотоку, и по финансовым показателям",- считает он. По мнению господина Пантелеева, сейчас сегмент дальнемагистральных перевозок из России развит достаточно слабо, а "застолбить место" в компании с "Аэрофлотом" и "Трансаэро" на нем нужно уже сейчас. "Аэрофлот" практически ушел из Африки и Америки, серьезный потенциал у направления на Юго-Восточную Азию, так что этим самолетам есть куда летать",- полагает Олег Пантелеев.
Эксперты отмечают и еще одно последствие сделки. По мнению Евгения Шаго, государству, уже неоднократно пытавшемуся продать блокпакет "Сибири", теперь сделать это станет еще сложнее. "Покупки такого уровня, как в случае с партией из Boeing 787, увеличивают объем капитальных вложений в компанию, что, в свою очередь, снижает ее стоимость",- полагает эксперт.
Источник: газета «Коммерсантъ»